Но что сейчас для нас это имя – Тулуз-Лотрек? Бордели, кафешантан, Мулен Руж, Монмартр, богема. Жизнь юного аристократа в 14 лет резко переломила болезнь. В прямом смысле – переломила. Несколько подряд переломов ног практически на ровном месте, хрупкие, не желающие срастаться, кости, атрофия, инвалидное кресло. Анри на всю жизнь остался полутораметровым карликом с неправильным толстогубым лицом, передвигавшемся с помощью трости. Наверное, именно тогда он увидел, сколько боли в жизни, научился чувствовать не только свою, но и чужую.
Кто знает, не случись этой болезни, узнал бы мир прекрасного художника, непревзойденного рисовальщика Тулуз-Лотрека? Анри, зная о своих способностях, решил всерьез посвятить себя живописи. Это было то единственное место, в котором он мог скрываться от своих мучительных переживаний.
Его первым учителем становится художник-анималист Пренсто.
Глухонемой.
Два человека, обделенных природой, нашли друг друга. Им не нужны были слова для общения. Именно Пренсто научил Анри передавать движение. Это та особенность рисунков Лотрека, которая возвела его на недосягаемую высоту как рисовальщика.
Далее были другие учителя. Но все они учили академическому рисунку, а Лотреку хотелось найти свой стиль. Уже поднимались на волну импрессионисты, и Анри жадно изучал их работы. И рисовал, рисовал, рисовал, как одержимый, стремясь поймать на кончик кисти или карандаша каждое мгновение жизни. Поймать и передать его максимально правдиво, даже беспощадно – он рисовал жизнь, такой, как она есть, без прикрас, предельно оголенно.
В 20 лет Тулуз-Лотрек ушел из дома, поселившись на Монмартре. Монмартр превращался из тихого парижского уголка в богемное местечко вместе с Анри, превращающегося в настоящего художника. Здесь он познал радости дружбы – друзья обожали обоятельного остроумного Анри, забывая о его уродстве.
Здесь он познал разочарования любви – первый поход к «жрице любви» убедил его в том, что страсть и похоть не есть любовь. А хотелось именно любить…
В его рисунках и полотнах находят свой выход и его любовь, и вся его боль.
Энергии в маленьком изуродованном теле было непомерно. Тулуз-Лотрек успевал везде. На спектакли крошечных театриков, на представления дешевых кафешантанов, к подругам в бордели (не клиентом, а именно другом), на скачки, на бесконечные дружеские попойки.
Он становится певцом Монмартра, показывая не приукрашенную жизнь его обитателей, без масок и ярких тряпок.
При всем наличии на Монмартре художников всех мастей и рангов, звание «певец Монмартра» было присвоено парижской богемой именно ему. Героями картин Лотрека были актеры и певички, проститутки и алкоголики, художники и нищие. И какими бы резкими, а порой даже карикатурными, не были образы на его картинах – с них дышала сама жизнь, била ключом, плескалась через край.
Анри будто спешил жить. Пил и рисовал, рисовал и пил. Не щадил себя, своего здоровья. У единственной женщины, любившей его всю жизнь, его матери, замирало сердце при виде сына – колченогий уродец с палочкой и раненой душой. Она прощала ему его разгульную жизнь, понимая, что это ему нужно.
В 22 года семья купила Анри собственную студию. Там в полную силу развернулся еще один талант Лотрека – он был блестящим кулинаром.
Друзья и поклонники стекались под его крышу, и он устраивал то, что сейчас назвали бы кулинарное шоу. С неподдельным артистизмом, приправленным аристократическими замашками, он готовил на глазах истекающей слюной публики умопомрачительные блюда.
Но все когда-нибудь заканчивается.
Пьянство становится причиной белой горячки – Анри отправляют на лечение в замок Сен-Жам, психлечебницу для богатых.
Выйдя оттуда и немного отдышавшись, Тулуз-Лотрек взялся за старое.
Финал не заставил себя ждать – 8 сентября 1901 года 37-летний художник скончался на руках матери.
Еще при жизни Тулуз-Лотрека в 1876 году в родном городе был основан музей художника. Размещался он сначала в части епископского дворца.
В начале 30-х годов XIX века мать художника передала все работы сына в музей. Под музей был отдан весь дворец. Коллекцию пополняли родственники и друзья, которые отдавали в фонд музея картины художника, хранившиеся у них.
На сегодняшний день коллекция насчитывает более 200 картин, 400 рисунков и большую часть литографий, а так же полное собрание его знаменитых плакатов. В музее можно найти книги, проиллюстрированные художником и его личные вещи.
Никто, кроме него, не умел создать настолько живые образы, используя несколько ломаных линий и однотонных пятен. Он просто бог пятна и линии. Смотреть его работы - значит, получать чистейшее эстетическое удовольствие. Практически оргазм.